mfrid (mfrid) wrote,
mfrid
mfrid

Categories:

Настолки: «Замки Бургундии»

Вернусь к забытым настолко-обзорам, раз и навсегда нарушив хронологию моего увлечения, но рассчитывая постепенно рассказать о любимых играх. Моё знакомство с «Замками Бургундии» состоялось уже после того как я вошла во вкус сложных игр, поиграв в «Цолкина», «Энергосеть» и даже «Терра Мистику».

На этапе «Колонизаторов» и «Авиалиний» я взялась за нож и клей. Потому что у них в комплекте был анти-оганайзер (согнутый кусок тонкого картона, сужающий пространство в коробке втрое). Я вспомнила опыт переплетных работ и бумажно-картонного рукоделия и сделала в коробках перегородки («Колонизаторы» с дополнением в результате спокойно уместились в одной коробке) и кассу для монет для «Авиалиний».

Следующий приступ бумажно-картонного рукоделия случился также из-за «Колонизаторов» и «Каменного века» (который Stone Age) — игр, где надо часто бросать кубики. Кубики, брошенные как попало на стол, имеют свойство катиться куда попало, например, под диван. Для борьбы с этим злом я склеила дайс-тауэр (dice tower), башню для кидания кубиков — не особо эстетично, зато дешево, надежно и практично. Также всем настольщикам известно, что дайс-тауэр отменяет личную карму и действие заклинаний для увеличения удачи и сложенных в фигу пальцы ног, возвращая вероятности к математическим.

Следующим шагом на путь порока были обнаруженные фанатские карты для «Билета на поезд». При первой попытке изготовить поле и карты я сделала, кажется, все возможные для такой простой работы ошибки, но вторая вышла вполне годной.

Ииии... в скором времени случилось неизбежное: я набрела на форум boardgamer.ru и его PnP-раздел, главный рассадник заразы самодельных копий игр. А в нем — на игру, о которой читала много хорошего, и которая в тот момент отсутствовала в продаже. В пальцах возник нездоровый зуд, цена и объем работы показались вполне приемлемыми для экспериментов, и через некоторое время у меня была вполне годная копия одной из любимых на данный момент игр.

Но вырезать из полуторамилиметрового картона 164 шестиугольника — это, товарищи, незабываемый опыт.

Меня покусал PnP-шник,
Когда я бродил в интернете,
Но я оставался спокойным...

На всех фотографиях ниже — моя самоделка, так что пусть кривоватости вас не смущают.

Ну а теперь собственно об игре. Можете считать пост рекламным, так как не так давно вышел дополнительный тираж чудесного евросухарика, и почти в любом специализированном магазине можно купить —

Замки Бургундии/The Castles of Burgundy/Die Burgen von Burgund



Число игроков: 2–4 (хорошо играется любым составом)
Время партии: 30–120 минут (нелинейно зависит от числа игроков)
Возраст: 12+

Что в коробке:
- 6 двусторонних персональных игровых полей «поместьев»;
- 164 шестиугольных тайла, из которых игроки строят свои «поместья»;
- игровое поле с рынком тайлов и товаров;
- жетоны товаров, серебряных слитков (вариант денег), рабочих;
- 9 кубиков (четыре пары по цветам игроков и один белый);
- и еще всякие мелочи, вроде бонусных жетонов и маркеров.

Смысл игры в том, чтобы застраивать и благоустраивать свое «поместье» (замостить тайлами персональное поле). То есть цель игры, как всегда, набрать побольше очков, но главные очки зарабатываются именно застройкой планшета. Выкладывание тайла производится в два действия: сначала надо взять его с общего поля в свой запас (где всего три места), затем вторым действием тайл из запаса помещается в «поместье».

Так может выглядеть планшет игрока ближе к концу игры:



Как это происходит?

Игра длится 5 раундов по 5 ходов, итого 25. В начале каждого раунда обновляется общий рынок тайлов. В начале хода все игроки бросают кубики своего цвета, а потом по очереди используют их для действий. Кубики можно потратить на одно из следующих действий:
- Купить тайл с рынка в запас,
- Выставить тайл из запаса в поместье,
- Продать товар,
- Взять двух рабочих.
Итого каждый ход у каждого игрока есть два простых действия. Кроме этого можно еще купить тайл на черном рынке за два серебра, и некоторые тайлы дают бонусные действия при выставлении их в поместье.

Значения, выпавшие на кубиках, служат ограничителями возможностей: чтобы купить тайл с конкретного места, выставить его на определенное место или продать какой-то товар, нужно, чтобы на кубике было указанное на этом месте или товаре число точек. Можно модифицировать значения, платя жетонами рабочих за каждый шаг, причем 1 превращается в 6 и наоборот за одного рабочего. То есть за трех рабочих можно сделать любое значение из любого (но три рабочих — это очень дорого).

Второе ограничение — области на планшете и тайлы бывают 6 цветов, и логично на светло-зеленые области пастбищ можно класть только светло-зеленые тайлы с живностью, и т.д. Третье — выкладываемый тайл должен касаться хотя бы одного другого (начинают все с одного стартового темно-зеленого тайла с замком).

Кроме того, каждый цвет — это своя группа свойств, либо срабатывающих в момент выставления тайла в поместье, либо дающих какой-то отложенный хороший эффект. Коричневые городские тайлы дают различное дополнительные действия (в зависимости от типа здания), синие кораблики позволяют взять товар к себе на склад (чтобы его потом можно было продать) и продвинуться вперед по очередности хода (она тут переменная), серые шахты приносят серебро в конце каждого раунда, светло-зеленые пастбища дают дополнительные очки за скотину, желтые — уникальные бонусные свойства или дополнительные победные очки за какие-то условия, темно-зеленые замки — любое дополнительное действие по выбору.

Очки начисляются за законченные области одного цвета. Тем больше очков, чем больше область (нелинейно) и чем раньше она закончена. Ну и еще за продажу товаров, животных на пастбищах и желтые тайлы.

Подробнее рассказывать про правила, думаю, смысла нет. Разве что предупредить, что человеку, не привычному к играм «сложнее паровозов» сначала может показаться, что в игре «много разных правил», но уже после первой партии свойства городских зданий запоминаются (да и на планшетах подсказки удобно нарисованы), и быстро становится понятно, что механики и правила связаны друг с другом удивительно изящно. Возможностей намеренно гадить сопернику тут почти нет, но бывает острая конкуренция за ценные тайлы на рынке и соответственно очередность хода (кто первым будет их хватать).

Как играть?

Понятно, что два главных действия — это взять тайл с рынка и выставить тайл на свой планшет. Но в игре выгодно, во-первых, использовать цепочки и комбинации из тайлов, дающих дополнительные действия, и во-вторых, как можно быстрее закрыть маленькие области в первые раунды (когда выше бонус раунда) и достроить что-нибудь большое и само по себе многоочковое в конце. Благодаря этому игра азартна от первого до последнего хода. И несмотря на кубики, влияние расчета в ней гораздо больше, чем случая. Особое удовольствие, когда удается сыграть так, что любое выпавшее значение позволяет сделать хороший ход.

Так выглядит поле с рынком, разложенное на двоих, на втором ходу (ячейки с цифрами 3 и 4 заполняются при игре втроём и вчетвером соответственно, а с нескольких ячеек с цифрой 2 игроки взяли тайлы первым ходом).



Например, красный игрок взял серебряную шахту и корабль. Построить шахту в первом раунде очень выгодно, она успеет принести много серебра. Корабль же, если выставить его на гекс с тремя точками, откроет выход к коричневому полю города. Кроме того, голубые области на этом планшете маленькие, и одну из них можно достроить в первом жже раунде.



Главная прелесть игры, обеспечившая ей долгую заслуженную славу — это то, что играть можно по-разному, и гибко менять стратегию в зависимости от ситуации. Можно строить города и максимально использовать дополнительные действия. Можно развить плаванье и торговлю: брать и продавать товары, держаться впереди на треке очередности хода и первым покупать самые выгодные тайлы, например, собирать на полях одинаковых животных. Можно настроить шахт и покупать дополнительные тайлы за серебро, можно сыграть на желтых технологиях, а можно того, сего и этого понемногу и по ситуации. Выбор стратегии зависит и от личного планшета (они разные).

Общее количество действий рассчитано так, что даже при самом выигрышном раскладе застроить планшет целиком невозможно, и надо сразу прикидывать, чем пожертвовать и не пытаться застраивать — незаконченные области очков не приносят.

Если искать в игре недостатки, то главный — относительно долгое обновление рынка между раундами (раскладывание жетонов по ячейкам поля). «Сухость» (то есть абстрактность темы — ну где там, в самом деле, Бургундия?) и раздражающее кого-то «блёклое оформление» лично я недостатками не считаю.

Дополнения

Как почти любая популярная игра, «Замки Бургундии» обзавелись некоторым количеством дополнений. Во-первых, это дополнительные планшеты игроков. Во-вторых, мини-наборчики тайлов, например, еще один тип городских зданий, тайлы-джокеры, несколько новых желтых бонусов. Есть также дополнение «торговые пути», которое может увеличивать выгоду от продажи товаров, и авторские извращения типа полей для командной или соло игры. Делая PnP я напечатала всё, что было (то есть дополнительные тайлы, поля и «торговые пути»), но... смысл из всего этого имеют, кажется, только дополнительные поля. И только после того, как все базовые заиграны. Дополнительные тайлы мы пока так ни разу и не достали, и без них хорошо.

Кросспост с https://mfrid.dreamwidth.org/722019.html ; комментариев comment count unavailable.
Tags: настолки и головоломки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments