На этапе «Колонизаторов» и «Авиалиний» я взялась за нож и клей. Потому что у них в комплекте был анти-оганайзер (согнутый кусок тонкого картона, сужающий пространство в коробке втрое). Я вспомнила опыт переплетных работ и бумажно-картонного рукоделия и сделала в коробках перегородки («Колонизаторы» с дополнением в результате спокойно уместились в одной коробке) и кассу для монет для «Авиалиний».
Следующий приступ бумажно-картонного рукоделия случился также из-за «Колонизаторов» и «Каменного века» (который Stone Age) — игр, где надо часто бросать кубики. Кубики, брошенные как попало на стол, имеют свойство катиться куда попало, например, под диван. Для борьбы с этим злом я склеила дайс-тауэр (dice tower), башню для кидания кубиков — не особо эстетично, зато дешево, надежно и практично. Также всем настольщикам известно, что дайс-тауэр отменяет личную карму и действие заклинаний для увеличения удачи и сложенных в фигу пальцы ног, возвращая вероятности к математическим.
Следующим шагом на путь порока были обнаруженные фанатские карты для «Билета на поезд». При первой попытке изготовить поле и карты я сделала, кажется, все возможные для такой простой работы ошибки, но вторая вышла вполне годной.
Ииии... в скором времени случилось неизбежное: я набрела на форум boardgamer.ru и его PnP-раздел, главный рассадник заразы самодельных копий игр. А в нем — на игру, о которой читала много хорошего, и которая в тот момент отсутствовала в продаже. В пальцах возник нездоровый зуд, цена и объем работы показались вполне приемлемыми для экспериментов, и через некоторое время у меня была вполне годная копия одной из любимых на данный момент игр.
Но вырезать из полуторамилиметрового картона 164 шестиугольника — это, товарищи, незабываемый опыт.
Меня покусал PnP-шник,
Когда я бродил в интернете,
Но я оставался спокойным...
На всех фотографиях ниже — моя самоделка, так что пусть кривоватости вас не смущают.
Ну а теперь собственно об игре. Можете считать пост рекламным, так как не так давно вышел дополнительный тираж чудесного евросухарика, и почти в любом специализированном магазине можно купить —
Замки Бургундии/The Castles of Burgundy/Die Burgen von Burgund

Число игроков: 2–4 (хорошо играется любым составом)
Время партии: 30–120 минут (нелинейно зависит от числа игроков)
Возраст: 12+
Что в коробке:
- 6 двусторонних персональных игровых полей «поместьев»;
- 164 шестиугольных тайла, из которых игроки строят свои «поместья»;
- игровое поле с рынком тайлов и товаров;
- жетоны товаров, серебряных слитков (вариант денег), рабочих;
- 9 кубиков (четыре пары по цветам игроков и один белый);
- и еще всякие мелочи, вроде бонусных жетонов и маркеров.
Смысл игры в том, чтобы застраивать и благоустраивать свое «поместье» (замостить тайлами персональное поле). То есть цель игры, как всегда, набрать побольше очков, но главные очки зарабатываются именно застройкой планшета. Выкладывание тайла производится в два действия: сначала надо взять его с общего поля в свой запас (где всего три места), затем вторым действием тайл из запаса помещается в «поместье».
Так может выглядеть планшет игрока ближе к концу игры:

Как это происходит?
Игра длится 5 раундов по 5 ходов, итого 25. В начале каждого раунда обновляется общий рынок тайлов. В начале хода все игроки бросают кубики своего цвета, а потом по очереди используют их для действий. Кубики можно потратить на одно из следующих действий:
- Купить тайл с рынка в запас,
- Выставить тайл из запаса в поместье,
- Продать товар,
- Взять двух рабочих.
Итого каждый ход у каждого игрока есть два простых действия. Кроме этого можно еще купить тайл на черном рынке за два серебра, и некоторые тайлы дают бонусные действия при выставлении их в поместье.
Значения, выпавшие на кубиках, служат ограничителями возможностей: чтобы купить тайл с конкретного места, выставить его на определенное место или продать какой-то товар, нужно, чтобы на кубике было указанное на этом месте или товаре число точек. Можно модифицировать значения, платя жетонами рабочих за каждый шаг, причем 1 превращается в 6 и наоборот за одного рабочего. То есть за трех рабочих можно сделать любое значение из любого (но три рабочих — это очень дорого).
Второе ограничение — области на планшете и тайлы бывают 6 цветов, и логично на светло-зеленые области пастбищ можно класть только светло-зеленые тайлы с живностью, и т.д. Третье — выкладываемый тайл должен касаться хотя бы одного другого (начинают все с одного стартового темно-зеленого тайла с замком).
Кроме того, каждый цвет — это своя группа свойств, либо срабатывающих в момент выставления тайла в поместье, либо дающих какой-то отложенный хороший эффект. Коричневые городские тайлы дают различное дополнительные действия (в зависимости от типа здания), синие кораблики позволяют взять товар к себе на склад (чтобы его потом можно было продать) и продвинуться вперед по очередности хода (она тут переменная), серые шахты приносят серебро в конце каждого раунда, светло-зеленые пастбища дают дополнительные очки за скотину, желтые — уникальные бонусные свойства или дополнительные победные очки за какие-то условия, темно-зеленые замки — любое дополнительное действие по выбору.
Очки начисляются за законченные области одного цвета. Тем больше очков, чем больше область (нелинейно) и чем раньше она закончена. Ну и еще за продажу товаров, животных на пастбищах и желтые тайлы.
Подробнее рассказывать про правила, думаю, смысла нет. Разве что предупредить, что человеку, не привычному к играм «сложнее паровозов» сначала может показаться, что в игре «много разных правил», но уже после первой партии свойства городских зданий запоминаются (да и на планшетах подсказки удобно нарисованы), и быстро становится понятно, что механики и правила связаны друг с другом удивительно изящно. Возможностей намеренно гадить сопернику тут почти нет, но бывает острая конкуренция за ценные тайлы на рынке и соответственно очередность хода (кто первым будет их хватать).
Как играть?
Понятно, что два главных действия — это взять тайл с рынка и выставить тайл на свой планшет. Но в игре выгодно, во-первых, использовать цепочки и комбинации из тайлов, дающих дополнительные действия, и во-вторых, как можно быстрее закрыть маленькие области в первые раунды (когда выше бонус раунда) и достроить что-нибудь большое и само по себе многоочковое в конце. Благодаря этому игра азартна от первого до последнего хода. И несмотря на кубики, влияние расчета в ней гораздо больше, чем случая. Особое удовольствие, когда удается сыграть так, что любое выпавшее значение позволяет сделать хороший ход.
Так выглядит поле с рынком, разложенное на двоих, на втором ходу (ячейки с цифрами 3 и 4 заполняются при игре втроём и вчетвером соответственно, а с нескольких ячеек с цифрой 2 игроки взяли тайлы первым ходом).

Например, красный игрок взял серебряную шахту и корабль. Построить шахту в первом раунде очень выгодно, она успеет принести много серебра. Корабль же, если выставить его на гекс с тремя точками, откроет выход к коричневому полю города. Кроме того, голубые области на этом планшете маленькие, и одну из них можно достроить в первом жже раунде.

Главная прелесть игры, обеспечившая ей долгую заслуженную славу — это то, что играть можно по-разному, и гибко менять стратегию в зависимости от ситуации. Можно строить города и максимально использовать дополнительные действия. Можно развить плаванье и торговлю: брать и продавать товары, держаться впереди на треке очередности хода и первым покупать самые выгодные тайлы, например, собирать на полях одинаковых животных. Можно настроить шахт и покупать дополнительные тайлы за серебро, можно сыграть на желтых технологиях, а можно того, сего и этого понемногу и по ситуации. Выбор стратегии зависит и от личного планшета (они разные).
Общее количество действий рассчитано так, что даже при самом выигрышном раскладе застроить планшет целиком невозможно, и надо сразу прикидывать, чем пожертвовать и не пытаться застраивать — незаконченные области очков не приносят.
Если искать в игре недостатки, то главный — относительно долгое обновление рынка между раундами (раскладывание жетонов по ячейкам поля). «Сухость» (то есть абстрактность темы — ну где там, в самом деле, Бургундия?) и раздражающее кого-то «блёклое оформление» лично я недостатками не считаю.
Дополнения
Как почти любая популярная игра, «Замки Бургундии» обзавелись некоторым количеством дополнений. Во-первых, это дополнительные планшеты игроков. Во-вторых, мини-наборчики тайлов, например, еще один тип городских зданий, тайлы-джокеры, несколько новых желтых бонусов. Есть также дополнение «торговые пути», которое может увеличивать выгоду от продажи товаров, и авторские извращения типа полей для командной или соло игры. Делая PnP я напечатала всё, что было (то есть дополнительные тайлы, поля и «торговые пути»), но... смысл из всего этого имеют, кажется, только дополнительные поля. И только после того, как все базовые заиграны. Дополнительные тайлы мы пока так ни разу и не достали, и без них хорошо.
Кросспост с https://mfrid.dreamwidth.org/722019.html ; комментариев